Последнее
время довольно часто приходится ездить
с пассажиром и грузом в довесок - для
скутера это настоящее испытание в
экстремальных условиях. Общая масса
грузо-пассажиров колеблется от 150 до
180 кг (я маленький весом в 90 кг + пассажир
+ поклажа). При условии ветреной погоды
в двух случаях наблюдал последние 2 км
(всего маршрут 34км) процесс полного
издыхания батареи - на индикаторе 1-2
палки из 5, скутер едет 15-20 км\ч - контроллер
закручивает гайки ака ограничивает
ток, чтобы скутер проехал на остатках
как можно дальше. Попробую расписать в
цифрах - что происходит и где же наши 60
км обещанного пробега (правда обещанные
если водитель один - без груза и едет в экономном режиме со скоростью 20-30 км\ч
:).
Исходные данные:
1)
Мощность двигателя 800W - точных данных
именно по моему двигателю нет. Одолжу
их у родственника (Volta
Bikes 800W для электроскутеров).
2)
Контроллер 800W 72V - к сожалению точных
данных по нему нет.
3)
Автомат защиты 32A - исходя из этого
рабочий ток контроллера ограничен 30А.
4)
Аккумуляторная батарея 72V 20Ah , собранная
из свинцово-кислотных тяговых AGM
аккумуляторов в кол-ве 6 штук с
распространенной маркировкой 6DZM-20.
Опять же одолжу ттх у родственника
(Volta
Bikes 6DZM-20). Вес одного аккумулятора -
7кг. Вес батареи соответственно 6х7=42 кг.
Режим работы контроллера-двигателя - номинальное потребление порядка 800Вт с кратковременным рывками максимум до 2кВт (те самые пороговые 30А). Время поездки с пассажиром в плохих погодных условиях - около 1 часа 30 минут по истечении которых батарея почти разряжена (около 20-30% оставшегося зарядка).
Смотрим внимательно в характеристики аккумулятора:
1)
Номинальный ток: 1c - 2с (20A — 40A).
Максимальный
ток 5с (100А) – в течение 5 секунд.
В
этом пункте все довольно прилично - по
току заряженной аккумуляторной батареи
вполне хватает для любого режима движения
скутера - даже есть определенный запас.
2) Номинальная
ёмкость: 20Ah (при 25 градусах Цельсия и
разряде за 3 часа)
Ёмкость
при разряде за 2 часа: 16 Ah
Ёмкость
при разряде за 1 час: 12 Ah
Вот
это и есть наша проблема - полтора часа
разряда батареи - это емкость на один
аккумулятор примерно в 14Аh вместо штатных
20Ah. Вместо батареи общей емкостью 1440
Втч реально у нас около 1000 Втч. (Минусуем
20% емкости батареи - итого полезного
заряда всего 800Втч).
Откуда
же взялись 60км пробега? Посчитаем
оптимальную скорость движения скутера
для максимального пробега - 60 км делим
на 3 часа разряда = 20 км\ч. Именно этой
скоростью ограничен свежекупленный
электроскутер :) Китайцы все просчитали!
Займемся
занимательно-унылой математикой:
1)
Считаем минимальное потребление при
движении скутера (те самые 20км\ч - 3 час
поездки):
Полезная
емкость аккумулятора 1440 Втч умножить
на 0.8 (20% процентов оставляем в батарее)
= 1152 Втч
Расход
в час - 1152 Втч делим на 3 часа движения =
384 Втч.
2)
Считаем емкость батареи для пробега в
100км со скоростью 20 км\ч (5 часов ехать!)
- 384 Втч умножить на 5 = 1920 Втч.
Добавляем
20% необходимо-бесполезной емкости,
которую не можем отобрать у аккумулятора
= 1920 Втч делим на 0.8 = 2400 Втч.
Поскольку
батарея без замены контроллера должна
быть с тем же напряжением 72В , то - 2400 Втч
делим на 72 = 33.3 Ач.
Ближайшая
доступная батарея на рынке похожей
емкости 6DZM-36 - комплекта из 6 батарей
хватит на эмпирические 100 км пути. Только
ставить их некуда - в аккумуляторной
корзине скутера место ровно под 6 батарей
6DZM-20. Ну и вес - вместо 42 кг получим
все 60 кг.
3)
Считаем потребление с грузо-пассажиром
- те самые 150-180 кг (при скорости в 20-25
км\ч):
Емкость
моей батареи с учетом разряда в 1.5 часа
- 72В умножить на 14Ah = 1008 Втч
Полезная
емкость - 1008 Втч х 0.8 = 806 Втч
Расход
энергии - 806 Втч \ 1.5 часа движения = 537 Втч
Полезная
емкость для 100км отрезка - 537 Втч х 5 часов
= 2685 Втч
Полная
емкость 2685 Втч \ 0.8 = 3356 Втч
Емкость
в Ah - 3356 \ 72 = 46 Ah
Выводы:
Более емкие свинцово-кислотные
аккумуляторы (от 36 Ач) по токовым
характеристикам легко переживут аппетиты
800W двигателя и скорее всего дадут
номинальную скорость в 35-40 км\ч с
пассажиром на большей части емкости ,
но в Power Eagle их установка чревата только
проблемами - место\вес. Поэтому вариант
модернизации батареи - только Li-ion сборки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий